с. Чкалово. Чкаловская школа

  







Управління

Основні принципи управління

 

Методы управления школой

 

1. Модернизация содержания форм и методов управленческой деятельности руководителя школы

 

Содержание управленческой деятельности руководителя общеобразовательной школы определяется совокупностью его руководящих функций, а его модернизация – появлением новых.

Значимость модернизованных функций лучше всего проверить с помощью ранжирования их с классическими.

Директорам было предложено 22 управленческие функции, они разместили их значение в такой последовательности:

1-е место заняли функции принятия управленческих решений и организации;

2-е место – функции корректирования, регулирования, учета и контроля;

3-е место – функции стимулирования, прогнозирования, представительства;

4-е место – функции просветителя, хозяина, экономиста, аналитика, дипломата, исследователя;

5-е место – функции координирования, финансирования преподавания, консультирования, диагностирования, менеджмента.

Как видим, классические функции управленческой деятельности руководителя школы (1-е, 2-е место) – остаются ведущими.

Наряду с ними существуют модернизированные, благодаря которым:

1)       обновляется содержание обучения и воспитания (внедряются государственные стандарты образования, концепция воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, авторские обучающие программы, учебники, пособия, воспитательные системы);

2)       разрабатываются и апробируются новые мировые технологии (развивающего, модульно-развивающего, дифференцированного обучения, алгоритмизации учебно-воспитательного процесса, использование методов проектирования и моделирования;

3)       усовершенствование форм и методов обучения и воспитания (в образовательный процесс внедряются диалоговые формы общения субъектов учебно-воспитательной деятельности, лекции, семинарские занятия, обучающие модули и т.д.);

4)       трансформируются методы контроля знаний и умений учащихся (внедряются индикаторы и показатели развития индивидуальности воспитанников, рейтинговые системы оценивания);

5)       модернизируются содержание, формы и методы управления учреждениями и организациями образования(повышается значимость менеджерской функции управления инновационным процессом, создаются многовариантные модели управления;

6)       появляются авторские модели учреждений образования.

В управленческой деятельности директора школы тенденции обновления можно классифицировать на внешние (вариативность моделей школы); внутренние (модернизация управленческой деятельности руководителя школы).

Сейчас ученые рассматривают такие модели школы:

1)     избирательную, отборочную;

2)     предметно-урочной дифференциации;

3)     смешанных способностей учащихся;

4)     интегративную;

5)     инновационную;

6)     модульную.

Исходя из социально-педагогических условий в лаборатории внедрения педагогических инноваций института педагогики Академии педагогических наук Украины разработаны модели школы:

1)     частной и государственной форм собственности;

2)     городской и сельской;

3)     малокомплектной и многокомплектной;

4)     стандартной и инновационной (видоизмененной).

В содержании управленческой деятельности современного директора школы внутренние изменения обусловлены модернизированными функциями: 1) прогностической, 2) консультативной, 3) представительской, 4) политико-дипломатической,     5) менеджерской.

Прогностическая функция – предвидение перспектив развития школы, прогнозирование результативности и деятельности, создание условий для формирования социально активной личности; способности выделять в педагогических процессах главное. Прогностическая функция реализуется в школах г.Киева № 283 – система национального воспитания; № 24 – дифференциальную учебно-воспитательную систему; № 310 – система развития личностных творческих способностей учащихся.

Консультативная функция. Это квалифицированные советы по разным вопросам: политическим, правовым, научно-педагогическим, методическим педагогическому коллективу школы и широким общественным кругам. Для этого привлекаются специалисты – политологи, экономисты, социологи, юристы, психологи, медики. Целенаправленные встречи с директором особенно полезны родителям, старшеклассникам, педагогам.

Совместная деятельность директора школы вместе с родителями – консультантами повышает качество проведения родительских собраний и совещаний, увеличивает заинтересованность делами школы.

Представительская функция состоит в умении: 1) репрезентировать школу, пед.коллектив. группу учителей или отдельного учителя, или любого работника школы на всех уровнях, включая и международный;    2) раскрыть достижения в обучении и воспитании учащихся; 3) выступать на конференциях, симпозиумах, пед.советах и т.д.

Директор школы должен иметь развитые коммуникативные, рефлексивные, интеллектуально-эврестические способности.

Исследования показали, что представительская функция директора школы реализуется через презентацию школы, представительскую делегацию, представительскую поездку в другие страны, издание печатной продукции о педагогическом опыте коллектива школы, выход на местную теле-радио сеть.

Политико-демократическая функция состоит:

Ø                в правильном понимании, разъяснении, воплощении в жизнь внешней и внутренней политики государства; знании национальной истории, культуры, формировании национального самосознания, способствовании переходу педагогического и ученического коллектива на государственный язык;

Ø                в обеспечении независимости школы от идеологического влияния любой партии;

Ø                в раскрытии достижений национальной науки, культуры, богатства, национальных традиций и обычаев украинского народа. Важным моментом реализации этой функции руководителя школы есть внедрение в практику работы принципов демократизации и гуманизма.

Особенно ярко реализуется названная функция при участии директора школы в местных (региональных, государственных) органах власти, в творческих союзах учителей Украины, в научных учреждениях Академии педагогических наук Украины.

Менеджерская функция предвидит усиление внимания директора школы к руководству педагогическим коллективом.

В частности:

Ø                рациональное размещение кадров;

Ø                организация их деятельности;

Ø                создание условий для работы;

Ø                связь с внешней средой (органы государственной власти, органы образования, органы управления образования, общественность);

Ø                социальная и правовая защита работников школы, создание условий для улучшения здоровья, координации усилий работников школы и предоставлении им помощи в деле обучения и воспитания;

Ø                активизация и модернизация форм хозяйственной и экономической деятельности.

Под «функцией менеджмента» понимают четко очерченный круг вопросов и задач, которые решаются определенным должностным лицом (или структурным подразделением аппарата) в процессе управления школой.

Менеджерская функция директора школы предвидит рациональную расстановку кадров, создание творческих условий для сотрудничества, обновленную систему контроля.

  

2. Методы управления общеобразовательной школой

 

Непосредственное управление школой осуществляет директор и органы гражданского самоуправления (общие собрания, опекунский совет, наблюдательный совет). На должность директора должны назначаться специалисты со специальной управленческой подготовкой.

Управление школой становится более гибким, открытым, что отвечает требованиям времени, требованиям граждан и общества.

Для обеспечения государственно-гражданского управления в общеобразовательном учебном заведении создается орган гражданского самоуправления и коллегиальный орган управления – педагогический совет. Деятельность этих органов делает управление адекватным, дает возможность учитывать потребности всех участников учебно-воспитательного процесса и способствовать постепенной смене традиционного функционального управления стратегически целевым. Эффективность управления определяется не качеством в исполнении распределенных функций, степенью достижения определенной цели. Наряду с традиционным методическим объединением начинают развитие временные творческие группы, кафедры, цикловые комиссии. Их деятельность координируется в зависимости от потребности коллектива и задач школы.

С целью демократизации управления и установления обратной связи для поточного корректирования управленческих решений в общеобразовательном учебном заведении работают коллективные органы ученического (ученические собрания) и родительского (родительские собрания) самоуправления, полномочия которых определяет Устав.

Акцент деятельности директора смещается на усовершенствование личной деятельности и создание условий для самоорганизации деятельности учащихся, учителей, работников администрации. Таким образом намечается постепенный переход от доминирующего оперативного до стратегически целевого управления через согласование собственных функций с функциями сотрудников, в результате обеспечивается мотивация труда.

Методы управления школой – это основные способы управленческой деятельности руководителя школы, «орудия труда», которые он использует с целью целенаправленного влияния на участников учебно-воспитательного процесса (педагоги, работники школы, родители, учащиеся).

Они связаны с формами и содержанием управления и классифицированы в психолого-педагогической литературе как:

Ø     административные и экономические;

Ø     экономические, организационно-распорядительные;

Ø     социальные.

Методы управления классифицируются как:

1.     Вербальные – индивидуальные (консультации, беседа), групповые (инструктаж, совещание, собрание).

2.     Исследовательские – изучение передового опыта педагогов, аттестаций педагогических кадров, сравнение их современных достижений с прошлыми, сравнение их достижений с достижениями зарубежных коллег, анкетирование и интервьюирование при подготовке к педсоветам или другим коллективным собраниям, совещаниям, издательство материалов (газет, сборников, статьи, методические рекомендации) о деятельности педагогического и ученического коллектива.

3.     Иллюстративно-показательные – моделирование структуры организации учебно-воспитательного процесса в школе; построение графиков, таблиц, матриц, изучение уровня знаний и воспитанности учащихся, профессиональной подготовки педагогов к творческой работе.

4.     Технико-технологические – активное использование технических способов и устройств (компьютер, телевидение, радио, селектор и т.д.). Для определения уровня эффективности в работе педагогов и других критериев их деятельности разработана специальная компьютерная программа управленческой деятельности руководителя школы.

Анализ показывает, что модернизированные методы используют следующим образом: 60% директоров определяют приоритетными исследовательские методы, считают их основными в процессе формирования творческого и демократического стиля управления и развития потенциальных возможностей каждого участника учебно-воспитательного процесса; иллюстративно-показательные – 35%; технико-технологические – 30%, меньше используются в практической работе руководителями в результате недостаточной материально-технической базы и частичное отсутствие у руководителей профессиональных знаний и умений пользоваться современной компьютерной техникой.

Методы диалогового общения предвидят учет руководителем культурологических и личностных принципов; познание мира в органическом единстве и диалоге с другими способами его понимания (этичный, эстетичный) и т.д.

Сейчас все большей популярностью пользуются такие методы как диспуты, собеседования, самоанализ, мозговые штурмы, моделирования, конструирования, ситуаций, защита творческих проектов, КВН, «Круглый стол», «дидактический театр», обучению поиску альтернативных решений.

Рекомендуем директорам для развития диалогического подхода в управленческой деятельности овладеть культурой общения, взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми, формировать профессиональную культуру общения на основе изучения личных коммуникативных возможностей, развития и расширения их; ознакомиться с концепцией диалога М.Бахтина – теоретико-мотодологической основой диалогового общения; формировать рефлексивное общение и межличностную синзитивность; стремиться видеть в каждом субъекте общения уникальную личность, создавать демократичную и гуманистичную атмосферу педагогического общения;

Ø                обеспечивать позитивный эмоциональный настрой;

Ø                овладеть стилем «теплого общения»;

Ø                уметь наладить контакт и вселять уверенность в подчиненных;

Ø                развивать педагогическую наблюдательность и воображение, чтобы целенаправленно и систематически изучать своих коллег, видеть особенности их внутреннего мира, определять сильные и слабые стороны характера.

Применение компьютерных технологий в управленческой деятельности обеспечивает внедрение в практику работы директора школы персональных компьютеров с соответствующими программами. Умение пользоваться компьютером на уровне пользователя для современного директора есть одной из характеристик его профессионализма.

Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности имеет прямую и обратную связь: сам процесс модернизации формирует руководителя школы как современного управленца – человека открытого, демократического, компетентного, гуманистической, творческой направленности; и наоборот, выявляет, как творческие способности директора школы реализуются в процессе обновления управленческой деятельности.

Поэтому можно сделать вывод: творческий директор школы – это такой руководитель, который может создать собственный неповторимый стиль управления школой, периодически обновляет содержание, формы, методы собственной управленческой деятельности. Результатом будет систематически позитивное продвижение педагогического и ученического коллективов на пути модернизации учебно-воспитательного процесса.

Рациональное использование модернизированных и классических функций, форм и методов управленческой деятельности директора школы в современных условиях – гарантия эффективного формирования творческого коллектива учителей, учащихся, руководителей:

Ø                демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

Ø                открытости общеобразовательной школы как социальной динамической системы.

Под открытостью общеобразовательной школы мы понимаем такую социально-педагогическую систему, которая способна к системному генерированию и внедрению педагогических инноваций (научных и практических отечественных и зарубежных исследований в области социально-педагогических и психологических дисциплин);

Ø                оперативной и педагогической целесообразности трансформации социально-педагогических преобразований, которые происходят в обществе;

Ø                вхождение в международное педагогическое общество;

Ø                создание условий для получения прямой и обратной связи;

Ø                установление оптимальных коммуникативных связей с общественностью и участниками учебно-воспитательного процесса.

Метод делового общения предвидит учет руководителем культурологических и личностных принципов, формирование диалогического понимания личностью в свободном, культурном общении с другими людьми и с самим собой; приоритетность личности в образовательном процессе, диалогизацию образования.

Практическое осуществление диалогового подхода руководителей школ тормозится монологом в системе общения «директор-педагог», «директор-учащийся» и системы образования вообще, через недостаточное знание руководителями принципов диалога.

Но все большей популярностью пользуются такие методы как диспуты, собеседование, самоанализ, «мозговые штурмы», моделирование, конструирование, «дидактический театр», защита творческих проектов, то есть именно те методы, где диалог есть определяющим методологическим принципом.

Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности имеет и обратную связь: сам процесс модернизации формирует руководителя школы как современного управленца – человека открытой, демократической, компетентной, гуманистической, творческой направленности; и наоборот, определяет, что творческие способности руководителя школы реализуются в процессе обновления управленческой деятельности. Поэтому можно сделать вывод: творческий директор – это такой руководитель педагогического и ученического коллектива, который может создать собственный неповторимый стиль управления школой, периодически обновляя содержание, формы и методы собственной управленческой деятельности. Результатом будет систематически позитивный рост педагогического и ученического коллектива на пути модернизации учебно-воспитательного процесса.

 

3. Использование активных форм управления школой,

инновационные формы воспитательной работы

Педагогический коллектив – система отношений по «горизонтали» и «вертикали»: по «горизонтали» – складываются вследствие эмоционально-выборочных отношений между учителями; по «вертикали» – результатом отношений между руководителем и подчиненными.

Регулирование отношений – задача школьной администрации.

Непринятие штампов, шаблонов, стремлений к новизне, готовности к изменениям – все это толкает педагогов на творческие поиски. Генератором их есть инициативная группа, которая объединяет неравнодушных, творчески работающих учителей. Они составляют ядро коллектива, которое выполняют роль педагогического катализатора, вносят и разбавляют новые идеи, двигая вперед школьный коллектив. Это ядро должно работать на опережение. Если идея достаточно разработана, не встречает прямых возражений большинства учителей, ею «заряжается» и ученический коллектив.

Под влиянием ученического коллектива большинство учителей пересматривают свое место в жизни школы, а иногда и свой статус. Тот, кто стоит в стороне от главных коллективных дел, кто склонен недооценивать важность воспитательной работы, попадает в полосу отчуждения, что не может не сказаться на качестве уроков, на отношение учеников к предмету. Такое положение вынуждает педагогов искать контакт с учащимися, закрепляет внеурочные связи, усиливает воспитательный потенциал урока.

Поэтому в условиях школы инструментом, который дает возможность проникнуть в суть процесса развития личности ученика, есть такая функция управления, как педагогический анализ учебно-воспитательного процесса.

Определение «педагогический» определяет специфику этого вида аналитической деятель6ности, которая состоит, прежде всего, в рассмотрении, упорядочении и взвешивании педагогических фактов и явлений, которые требуют педагогической подготовки. Педагогический анализ – процесс распознания специфического аспекта действительности. Он охватывает анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и аналогию.

Педагогическому коллективу, как целостно-психологической единице присущи все основные закономерности социальных систем. Одной из них есть цикличность процесса управления коллективом. На основе анализа результатов учебного года, определения просчетов и достижений в работе формируются цель и задачи на новый учебный год.

Говорится о переходе к следующему этапу решения школьной проблемы, и тем самым закладывается основа для планирования. После утверждения годового плана на педагогическом совете в свои права входит функция управления, направленная на создание определенной организационной структуры для выполнения намеченного плана.

Большое значение в управлении современной школой приобретает педагогический анализ учебно-воспитательного процесса. Он – основа формирования творческой активности педагогического коллектива в процессе развития личности учащегося, эффективный метод усовершенствования учебно-воспитательного процесса, как на самом уроке, так и во внеурочное время (как через анализ урока, так и воспитательного мероприятия).

В управлении отношениями в педагогическом коллективе придается большое значение деловым играм. Опыт организации деловых игр убеждает, что они помогают выявить структуру взаимоотношений между учителями и эффективно использовать эту информацию в целенаправленном их регулировании.